трудовых мигрантов биржа труда сайты работы франции прямой работодатель полная занятость

 

Современный музей должен отвечать постоянно возрастающим информационным потребностями общества. Так, значительные изменения претерпели требования к экспонатам технического музея. Если раньше достаточно было выставить самолет либо его макет, и указать название и основные его тактико-технические характеристики, то в настоящее время уже принято составлять полноценное описание: историю применения, интересные факты и события, связанные с данным бортом и пр.

Особенно актуальна данная тенденция в отношении самолетов периода Великой Отечественной войны (далее ВОВ). Поиском сбитых и совершивших вынужденные посадки в труднодоступных местах (в лесах, болотах, в горах и под водой) самолетов, захоронением останков экипажей занимаются специальные отряды энтузиастов. Как правило, это организованные группы поисковиков, имеющие официальный статус. Только по Украине насчитывается более 20 таких отрядов.

Для Государственного музея авиации сотрудничество с подобными отрядами — пока единственная надежда пополнить экспозицию реальными самолетами времен войны, или хотя бы их узлами и элементами конструкции (двигатели, приборные доски, вооружение и пр.). Со своей стороны, ГМА способен провести квалифицированную идентификацию и описание обнаруженных поисковиками машин.

Определение типа и модели самолета, как правило, не составляет труда. А вот принадлежность к определенному подразделению, имена экипажа, его судьба и пр. для большинства поисковиков — уже задача непосильная, т. к. требует длительной работы в ЦАМО РФ (г. Подольск) либо ЦВМА РФ (г. Гатчина), и определенного опыта работы с архивными фондами. Здесь информационную помощь может оказать Государственный музей авиации, располагающий специализированной базой данных (далее БД) по самолетам ВОВ [1].

Наиболее крупной ее частью является раздел по самолетам американской и английской постройки, направленых в СССР по ленд-лизу. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, основная часть ленд-лизовских самолетов воевала именно над Украиной: например, здесь были 6 из 7 дивизий, вооруженных истребителями P-39 «Аэрокобра», три дивизии американских средних бомбардировщиков A-20 «Бостон» и ряд др. типов в авиации флота и ПВО.

Во-вторых — американские и английские самолеты были цельнометаллическими, и хорошо сохранялись во всех средах (в пресной и морской воде, болоте, в земле) даже после пожара. Большинство же советских самолетов имели смешанную конструкцию (металл, дерево и полотняная обтяжка), поэтому не сохранялись в естественных условиях.

В-третьих — на американских самолетах хорошо видны серийные номера, нанесенные крупными цифрами на хвостовую часть и повторенные (в уменьшенном формате) на левом борту, а также вычеканенные на ряде металлических табличек в фюзеляже. Подобным образом серийные номера фиксировались и на английских самолетах. Поэтому их сравнительно легко идентифицировать даже по отдельным сохранившимся элементам.

Заводские номера на машинах советского производства наносились краской по полотняной обтяжке планера, и после пожаров, вызванных падением либо боевыми повреждениями, полностью выгорали. Идентификация по номерам моторов была неоднозначной ввиду частой их замены.

Процесс идентификации проводится в несколько этапов, в зависимости от качества и объема присланного для исследования материала, и не требует выезда специалистов непосредственно к месту раскопок.

Прежде всего, определяется тип самолета (обычно — по присланным фотографиям). После этого запрашивающему предоставляется информация о размещении на данной модели серийных номеров и табличек с номерами двигателей, а также предупреждения о местах возможного нахождения боеприпасов (бомб, пушечных снарядов) или зарядов самоликвидации системы «свой-чужой». При наличии электронной связи этот этап идентификации проходит быстро, почти в режиме реального времени.

Если удается найти таблички-шильды с серийными или заводскими номерами самолета, то дальнейший поиск зависит только от наличия информации о данной машине в БД. Поисковику, как правило, предоставляются основные данные (номер полка и дивизии, ФИО экипажа, дата потери), а также рекомендация, в каком именно из архивов можно продолжить поиск, с указанием конкретных фондов. Последнее позволяет получить письменный ответ по запросу, без необходимости личного посещения архива. Дополнительно может быть предоставлена также краткая история данного конкретного самолета.

Первые случаи успешной идентификации самолетов истребительного типа (еще на этапе создания БД в 2009-2010 гг.) приведены в работе автора [2].

В настоящее время характер запросов несколько изменился. Как правило, опытные поисковики сразу же предоставляют таблички с самолетов, особенно в случае осложнения с определением серийных номеров. Например, поступившая из США просьба помочь в идентификации самолета «Аэрокобра» фирмы-производителя Bell Aircraft модели P-39D-2, найденного в Польше под г. Гданьск, содержала фото фирменной таблички самолета с датой выпуска, но …с заводским номером машины (на фото)! Учет же самолетного парка в войсках осуществлялся по серийным номерам ВВС США, который авторы запроса определить не смогли. По разработанной в ГМА методике из заводского номера (14А-465) был вычислен соответствующий серийный (41-38534), а также по БД определены полк и дивизия (30 гвардейский ИАП, 1 гвардейская ИАД), которым принадлежал данный самолет.

Запрос от главного специалиста военно-мемориального отдела Управления по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества МО РФ В. Г. Прокофьева содержал табличку с двигателя «Аллисон» V-1710 (на фото). По номеру мотора (42-96556) удалось вначале определить тип и модель самолета, на котором он был установлен («Аэрокобра» P-39N-5 № 42-18631), а затем полк, дивизию (196 ИАП, 275 ИАД) и ФИО пилота — А. И. Бабаев, будущий ГСС. Как оказалось, летчик выпрыгнул с парашютом, и позднее успешно воевал до конца войны.

Достаточно сложным был запрос поисковика из отряда «Петсамо» Альберта Нечипорука о принадлежности еще одной «Аэрокобры», найденной на Кольском полуострове вместе с останками пилота. Ее серийный номер (42-20582) снова пришлось устанавливать через БД по номеру мотора (42- 23537). Задача осложнялась тем, что в данном районе в одном бою были потеряны сразу два самолета. Путем сопоставления ряда боевых документов было выяснено, что на указанном истребителе погиб 10 мая 1944 г. после вынужденной посадки летчик 255 ИАП ВВС Северного флота младший лейтенант В. Е. Кочетков. Были также установлены родственники пилота, ранее захороненного как неизвестный. Среди них — Нина Григорьевна Видилина, проживающая в Украине, в г. Житомир. Эта история была опубликована в газете «Страж Заполярья», и размещена на сайте поисковиков «Тризна».

Табличка с мотора самолета А. И. Бабаева

Подобные обращения поступают не только из России и с Украины, но и из Латвии, Польши, Венгрии, Чехии. Однако не всегда есть возможность дать развернутый ответ, т. к. БД в настоящее время заполнена лишь частично. Например, по одному из последних запросов — идентифицировать самолет «Харрикейн», найденный в Калужской области — удалось только определить его точную модель, серийный номер, и указать время поставки в СССР.

Использование БД позволило бы также значительно улучшить информативность подписей к фотографиям из отечественных архивов — например, Государственного архива кинофотодокументов Украины им. Пшеничного.

Сейчас БД находится в стадии создания и содержит информацию, главным образом, об американских истребителях P-39, P-40 и бомбардировщиках B-25. В дальнейшем планируется пополнение данными по всем типам ленд-лизовских самолетов, а также по советскому истребителю Ла-5.

В целом БД является уникальным ресурсом, позволяющим обеспечить точной и выверенной информацией исследователей истории авиации периода Второй мировой войны — как практиков-поисковиков, так и авторов научных трудов.

Литература

Романенко В. Д. Створення бази даних літаків із програми ленд-лізу періоду II Світової війни / Романенко В. Д. // Праці Центру пам’яткознавства. — Вип. 14 / Центр пам’ятникознавства НАН України та УТОПІК. — К. , 2008. — С. 219-227. Романенко В. Д. Досвід використання бази даних для ідентифікації літаків періоду Великої Вітчизняної війни / Романенко В. Д. // Другі Зарембівські читання : матеріали других Всеукр. наук. читань: «Українське пам’яткознавство: сучасні проблеми та тенденції» (Київ, 22 січ. 2009 р.) : зб. наук. ст. / голова редкол. Титова О. М. ; упоряд. Зозуля С. Ю.) / Центр пам’яткознавства НАН України та УТОПІК. — К., 2009. — С. 135-142.