Виртуальные музеи стали реальностью в Интернете с 1991 года. Они прошли путь от сайтов реальных музеев до веб-сайтов, оптимизированных для экспозиций музейных материалов. Проблемы хранения, безопасности, широкого и легкого доступа к информации с их помощью решается более успешно, чем в классических музеях с помощью интернет-технологий. Практически любой из современных музеев, независимо от направленности, персонала может быть доступен для посещения. Веб-сайт музея, который имеет отличительные черты — виртуальный тур и продвинутый поиск экспоната — позволяет получить информацию и представить визуальный ряд. В этом сила и слабость виртуальных музеев. В нем, при сегодняшнем развитии технологий, мы получаем информацию, но не контакт с ноуформами-носителями памяти, другими словами — с экспонатами, вобравшими в себя время, запахи, судьбы. В этом смысле, как бы не развивалась техника, ему не стать настоящим музеем.

Следует отметить, что так или иначе в музеях, существующих в действительности, виртуальная реальность присутствовала всегда. Под ней подразумевается совокупность моделируемых реальными процессами объектов, содержание и форма не совпадает с этим объектами. Так, в музее Михаила Булгакова в Киеве рядом с небольшим количеством подлинных вещей писателя находится мебель (типологические предметы), которые не могли быть в его доме при жизни, но создают более целостное восприятие эпохи. А рядом можно ощутить дополненную реальность — если приоткрыть дверцу шкафчика, оттуда донесется легкий аромат духов, которыми могла бы пользоваться Елена, персонаж литературный. Двойная виртуальная реальность в данном случае усиливает очарование места. Это явление имеет термин Augmented Reality (AR) (дополненная реальность), и является необходимым дополнением к самым удачным музейным экспозициям, особенно в музеях литературных.

Интересен также пример виртуальной реальности в другом, уже техническом «Городке науки» в Париже.

Существующая, действительная реальность, соединена не как субстанция реального мира, а как искусственная данность. В закрытом шатре, ощущая запахи, звуки, легкий ветерок, можно почувствовать себя ребенком, который едет через лес по гаревой дорожке к бабушке в старый дом, где пылает печь и чудесно пахнут свежие пирожки с корицей. Реального изображения ребенка нет — он невидим. Но на сферическом экране — лес, с тенью и светом, шуршанием гравия под колесами велосипеда, щебетом птиц, запахом прогретой солнцем листвы и травы, скрипом старого крыльца, стуком двери, теплом и запахом пирогов… Экспозиция расположена в техническом музее и оставляет неизгладимое ощущение прелести и разнообразия мира, добра и безмятежности.

По-другому, с помощью технических средств происходит полет и посадка на Луну в симуляторах спускаемого аппарата в «Мире Диснея» в г. Орландо (США). Жесткий ритуал, распределение ролей экипажа, точное повторение кабины, рычаги, полноэкранное изображение лунной поверхности, ощущение толчков и ударов при неудачных манипуляциях также впечатляют достаточно сильно. Во всех этих виртуальных компонентах музея есть многое и важное, неотъемлемое от понятия «хороший, интересный музей», но нет одного — размаха. Они возможны только в данном пространстве.

Виртуальные музеи другого типа впечатляют иным: возможностями увидеть многое, системно, избирательно, с тем объемом информации, который нужен. Одним из первых потенциал вебсайт-музеев распознал Б. Гейтс. С 1989 г. право на цифровое воспроизведение в высококачественном разрешении произведений искусства, исторических артефактов, ценных рукописей скуплено через фирму Сorbis. Вебсайт-музеи чрезвычайно популярны — ICANN выделил для них отдельный домен высшего уровня — .museum.

Такие веб-музеи интересны также тем, что они позволяют знакомиться с огромным количеством музеев, независимо от места и стоимости входных билетов. Так, виртуальный музей Канады объединяет более 250 музеев, Европейский виртуальный музей охватывает доисторический период Европы.

Огромным интересом пользуется Google Art Project — онлайновый проект, объединяющий такие знаменитые музеи как Tate Gallery (London), Metropolitan Museum of Art (New-York), Ufizzi (Florence), Музей мотоциклов (Австралия), Музей цивилизации Новой Франции, Музей истории компьютеров, Революции из Силиконовой долины (США) (Computer History Museum Revolution). Все они доступны и каждый интересен по-своему. У них разная архитектура, цели и задачи, но они несут главное — труднодоступную информацию, изложенную ярко, талантливо и впечатляюще. По-другому устроен веб-музей Галлилея (Флоренция, Италия).

В Украине и России виртуальные музеи работают также достаточно интересно и разнообразно. К варианту такого музея часто обращаются российские архивы. Они назвали это Интернет-проектом к 50-летию полета в космос «Дорогой Гагарина» и выложили документы при существенной финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Культура России. 2006-2011 гг.» Мы, к сожалению, о таком можем лишь мечтать.

Но среди веб-сайтов музеев и галерей Украины есть много достойных и интересных: Шоколадный домик, Галерея современного искусства на улице Глыбочицкой (г. Киев), София Киевская, Национальный художественный музей Украины и многие другие.

Виртуальный музей сегодня — реальность в любом из его видов, и возможности, которые он представляет, воистину безграничны и необходимы.

Авторы: Н. В. Писаревская, К. Б. Антоненко