Большинство из нас, размышляя о светлом будущем с экологически чистыми автомобилями, оценивают последние категориями «километры на литр» или «километры на киловатт-час». Но проектная группа из Астонского университета (Великобритания) задумалась над модернизацией не двигателя, а той конструкции, которую двигателю приходиться ежедневно передвигать. Их пока безымянный, но полностью функциональной концепт, сделан из фанеры, картона и небольшого количества металла. Так, что при желании авто можно разобрать и сложить его в небольшой, лёгкий ящик для транспортировки.
Автомобиль получил награду «Эко-дизайн» на ежегодных соревнованиях по топливной экономичности «Шелл Эко-марафон», которые проходили в мае 2012 года в Роттердаме (Нидерланды). Отметим, что именно в этих гонках в классе прототипов с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания достаточно удачно в 2010 и 2011 годах выступал самый энергоэффективный автомобиль в Украине «ХАДИ 34», проезжая 570 км на литре топлива и занимая места в третьей десятке среди более 100 команд. К сожалению, результаты продемонстрированные «ХАДИ 34» в 2012 году ни в официальном блоге, ни на страничке в «Википедии» найти не удалось.
Чтобы определить лучших из лучших в вопросах энергоэффективности в 2012 году в гонках принимали участие 200 команд из 24 стран. Как и ранее модели автомобилей были поделены на две категории: «Прототипы» — гоночные автомобили с футуристической аэродинамикой, созданные специально для соревнований, и «Городские концепты» — более практичные автомобили, которые потенциально можно будет увидеть на улицах городов мира. Однако принципиально отличался формат мероприятия, поскольку в Роттердаме авто колесили не по автодрому, а по улицам города.
Корпус транспортного средства представленного Астонским университетом состоит из картона помещенного между двумя слоями фанеры, сертифицированной британским лесничеством. Покрышки сделаны из биорезины и джутовых волокон, а в движение они приводятся силовой установкой на водородных топливных элементах производства Ballard Power Systems.
Автомобиль не показал выдающихся результатов ни в гонке на расстояние, ни в гонке на эффективность, но Shell приняла решение поощрить конструкторов за нестандартный подход, который, как сейчас принято говорить, находиться в русле концепции устойчивого развития.
Основные награды достались другим участникам, причём три из них побили предыдущие рекорды. Самоходный аппарат Team Electricar Solution из Франции в классе автомобилей с аккумуляторным питанием проехал 262,6 км затратив 1 кВт•ч электроэнергии. Команда DTU Roadrunners из Датского технического университета улучшила собственный прошлогодний результат на 102,1 км/л, проехав 611,1 км на одном литре топлива. В категории «Прототипы» команда MAC Eco из Нидерландов выиграла заезд на автомобиле, работающем на синтетическом жидком топливе, с результатом 416,3 км/л, что значительно превышает лучший показатель 2011 года — 138 км/л. Такими темпами ещё год-два, и планка в 1000 км будет взята.
Конечно, не стоит ожидать, что Chevrolet Volt, Toyota Prius или Nissan Leaf уже завтра сбросят с себя листовой металл, который заменит картон и дерево (тем более жёсткость кузова как основы пассивной безопасности никто не отменял), но тренд задан достаточно однозначно. В автомобилестроении назрела необходимость не только в принципиально новом топливе и двигателях, но и инновационных материалах, которые были легче и доступнее стали. Возможно, здесь на помощь придёт кевлар, вездесущий в последнее время графен или даже пробка!