За прошлый век среднестатистический автомобиль претерпел множество изменений. Некоторые из них были вполне удачными — их сегодня успешно используют. Другие оказались слишком прогрессивными для своего времени, и ждут своего часа (а некоторые, как электромобили, уже дождались), о третьих производители автомобилей не очень-то и хотят вспоминать. Именно последние технологии, которые в прямом смысле не поехали, по разным причинам закончились «фейлом», помещены в этот обзор.

Первый «говорящий» автомобиль

Pontiac Firebird Trans Am, известный в качестве героя серила «Рыцарь дорог», разговаривающей машины K. I.T. T. с искусственным интеллектом, в музее киноавтомобилей в городе Джексон (Теннесси, США)

Несмотря на то, что «разговорчивая» система навигации как штатная опция в дорогих авто (или в виде китайского гаджета в более дешёвых) сегодня стала практически стандартом, мало кто знает что первые попытки обучить авто говорить предпринимались более 20 лет назад. Но на тот момент основной проблемой стал очень малый объём предварительно записанных сообщений, который можно было поместить на миниатюрный (не удивимся, если кассетный) проигрыватель.

— Помню, в начале 80-х мы с отцом выбирали машину и обратили внимание на Datsun 810 Maxima 1981 года, — рассказывает старший редактор раздела технологий журнала Popular Mechanics Гленн Дерен. — Машина умела говорить шесть фраз, среди которых были «Фары включены» и «Двери открыты». Первый раз, когда вы слышите «говорящий» автомобиль, это кажется очень забавным, а на второй раз это уже раздражает. В итоге мы купили Toyota.

Но Datsun был не одинок в своём провале. В условиях жёсткой конкуренции американского и японского автопрома Chrysler и Ford также решили не отставать и наступить на те же грабли. И, несмотря на то, что в 1983 году представители Chrysler уверенно рассказывали, что сторонники и противники нововведения разделились 50 на 50, им пришлось добавить в комплектацию отключение данной функции.

Однако сама идея, очевидно витавшая в воздухе в то время, легла в основу популярного телесериала Knight Rider («Рыцарь дорог») о приключениях бывшего полицейского и его напарника, машины с искусственным интеллектом.

«Атомоходы»

Ford Nucleon

В 1958 году компания Ford показала модель с футуристическим дизайном и странным названием Nucleon. По задумке конструкторов, вместо двигателя внутреннего сгорания, автомобиль должен был приводиться в движение расположенным сзади небольшим ядерным реактором. Не знаю, стоит ли объяснять, почему прототип не развивался, потому что даже через 50 лет приходиться констатировать, что атомные автомобили остаются утопией.

Кстати, Nucleon должен быть знаком людям, играющим в компьютерные игры — дизайнеры постапокалиптической серии игр Fallout 3 активно использовали его образ для создания большинства моделей легковых авто.

Автоматический ремень безопасности

Автоматический ремень безопасности в Honda Civic 1990 года

Ремни безопасности, которые автоматически фиксируются вокруг водителя транспортного средства после закрытия дверей и/или запуска двигателя были предложены в качестве контрмеры против низких показателей использования обычных «ручных» ремней. Они недостаточно хорошо знакомы жителям постсоветского пространства, поскольку наибольшее их распространение пришлось мало того, что на США, так ещё и на то время, когда советский автопром о безопасности вообще особо не задумывался.

Однако эта автоматика вызывала больше раздражения среди владельцев авто, чем приносила реальной пользы. Для людей, которые привыкли пользоваться «чёрным поясом» они стали избыточной, дорогой и неудобной системой. С точки зрения безопасности, плечевой тип ремня (которым, по сути, являлась эта технология) не давал аналогичного эффекта как стандартный трёхточечный.

Первым потребительским автомобилем с подобной функцией стал в 1975 году VW Rabbit (американский вариант VW Golf), а в качестве штатного оснащения применён в 1981 году в Toyota Cressida. Однако настоящий всплеск пришёлся на первую половину 90-х, когда автопроизводители были обязаны оборудовать свои машины или автоматическими ремнями или более дорогими водительскими подушками безопасности. В 1995 году айрбэги стали обязательными, а автоматические ремни исчезли как класс.

Реактивный автомобиль

Моторный отсек Chrysler Turbine

Сколько раз автомобилисты смотрели на самолеты и думали, как бы хорошо иметь в своём ВАЗ 2101 реактивный двигатель, чтобы ездить очень быстро. В начале 60-х в компании Chrysler ход мыслей был примерно такой же, в результате чего в 1962 году, был выпущен Chrysler Turbine — первый (и единственный) серийный автомобиль с газотурбинным двигателем.

Газовая турбина такого авто раскручивалась до 22 000 оборотов в минуту (можно представить сколько топлива она потребляла, если, к примеру, расход трёх турбин ТУ-154М составляет 5400 кг/ч), звучала как реактивный двигатель, не требовала времени для разогрева и имела только пятую часть от того количества подвижный частей, которые присущи поршневому ДВС.

Но технология не прижилась. Chrysler Turbine был выпущен в количестве 55 экземпляров, из которых 5 — прототипы. Как и в случае GM EV1 — первой попытки массового производства электрического автомобиля — большинство машин были списаны и уничтожены. На данный момент сохранилось всего 9 девять авто, которые находятся в музеях и частных коллекциях, причём только три из них с функционирующими силовыми установками.

Воздухозаборник на капоте

Plymouth Roadrunner с открытым воздухозаборником

Как ни странно, но этот любимый элемент доморощенного тюнинга считается едва ли не самым бесполезным элементом в автомобиле. Одним из первых под такое приспособление был адаптирован Plymouth Roadrunner 1970 года, причём инженеры этой автокомпании сделали «ноздрю» открывающейся. Само наличие, не говоря уже об открытии, выпирающего элемента на капоте производило скорее психологический эффект демонстрируя, что у владельца серьёзная машина с мощным двигателем (к примеру, Plymouth Roadrunner 1968-1970 комплектовался двигателями объёмом от 6,3 до 7,2 л). В дальнейшем воздухозаборник стал жертвой нефтяного кризиса, который со временем заставил автопроизводителей отказаться от мощных объёмистых моторов и снижать литражную мощность, поэтому дополнительное охлаждение двигателя больше не требовалось.

На сегодняшний день, среди массовых автомобилей в базовой комплектации воздухозаборник на капоте можно увидеть у некоторых моделей Subaru, в частности, спортивных версий Impreza и кроссовера Forester. В них он имеет вполне практическое значение, так как эти машины оборудованы системой турбонаддува с верхним расположением интеркуллера (промежуточный охладитель наддувного воздуха, представляющий собой теплообменник).