Выполнение боевой задачи в армии во все времена ставилось во главу угла, поэтому вполне естественно, что для достижения цели с материальными (в некоторых государствах — и с человеческими) ресурсами никто и никогда не считался. Поэтому и получались у ВПК армейские грузовики типа «Урал-375» с прекрасной проходимостью, но расходом топлива 0,5-1 л на 1 км пути и самолёты VTOL расходующие на взлёт и посадку до 40-50% запаса горючего. Но, похоже, идеи «зеленых» технологий, энергоэффективности и экономии добрались до этой, не без основания считающейся закостенелой, отрасли.

Буквально на днях в порт военно-морской базы Сан-Диего после 7-месячного кругосветного рейда вернулся корабль ВМФ США Makin Island, который относиться к типу универсальных десантных кораблей класса «Уосп». Этот факт мог бы остаться незамеченным, если бы не то обстоятельство, что командования корабля отрапортовало о том, что из выделенных на топливо $33 млн было потрачено меньше половины — $15 млн.

Дело в том, что основное боевое применение кораблей подобного класса это высадка десанта с последующим маневрированием возле берега до тех пор, пока экипаж не вернётся на борт. Поскольку маневрирование выполняется на относительно небольшой скорости, инженерами было предложено применить энергоэффетивную тягу и фактически создать первый «гибридный» боевой корабль: в дополнение к основному — газотурбинному — двигателю использовать вспомогательный — дизель-электрический.

Уже первые испытания показали, что расчёт был правильный — среднесуточное потребление топлива составило 15 тыс. галлонов (около 57 тыс. литров) против 35-40 тыс. у десантных кораблей предыдущих поколений с паротурбинными установками (а это большинство универсальных десантных кораблей ВМФ США). Кроме того, для запуска и остановки паровой турбины требуется до трёх дней, в то время как Makin Island может начать движение через 60 секунд после включения электродвигателей. После выполненного рейда статистика оформилась в довольно внушительную денежную экономию для американских налогоплательщиков. Хотя военные отмечают и другой аспект — «гибридное» десантное судно может значительно дольше, чем его одноклассники, находиться на боевой позиции без дозаправки.

По сути, более 70% времени подобный корабль может идти на вспомогательной тяге, развивая скорость до 12 узлов (22 км/ч) и потребляя топливо только для работы генераторов. Но при необходимости две газотурбинные установки разгоняют судно до 25 узлов (46 км/ч). Все двигатели Makin Island могут одновременно управляться с 32 рабочих станций, равномерно распложённых, на случай повреждения какой-либо зоны, по всему кораблю. Высокий уровень автоматизации подразумевает всего 11 человек инженерно-технического персонала — это чуть больше половины штата мотористов, обслуживающих паровые турбины.

Вся инфраструктура Makin Island — работа двигателей, опреснение воды, система водоотвода, электрическая сеть — контролируется из этого центра управления. Помимо него на борту находиться несколько десятков рабочих станций, с которых можно переключаться между электрической и газовой силовыми установками, управлять их мощностью.

Впрочем, электропривод не единственная «зелёная» технология на борту Makin Island. Внимания заслуживает также водоочистная установка, работающая по методу обратного осмоса и обеспечивающая 200 тыс. литров питьевой воды ежедневно. Таким образом, команда Makin Island, на зависть коллегам с других военных судов, может чаще принимать душ и использовать больше воды за один сеанс.

Система забирает морскую воду, пропускает через набор мембран, в результате чего соль отфильтровывается, а на выходе получается дистиллированная вода. Полученная жидкость пропускается через вторую часть системы, разработанную корпорацией MIOX, где дезинфецируется путём «бобмардировки» специальными электризованными гранулами соли. Таким образом, в процессе очистки не применяются химические вещества, такие как бром и хлор, а использованную «очищающую» соль можно выбросить в океан без вреда для окружающей среды.

 

А знаете ли Вы: