Победа британца Брэдли Уиггинса в самой известной и престижной велосипедной гонке мира «Тур де Франс» в дальнейшем может стать образцом для достижения успехов в различных состязаниях. По мнению некоторых исследователей, сбалансированный подбор участников команды Sky Team, ставший возможным благодаря операционному менеджменту — пример эффективного и рационального построения всей цепочки «производственного» процесса, на пути к вершине подиума.

Недавно мы рассказали об экспансии инженеров в спорт; видимо, их слава не даёт покоя теоретикам от менеджмента. По мнению профессора Дэвида Бэмфорда из Университета Хаддерсфилда (Великобритания), который является инициатором применения теории управления операциями в спорте, подбор спортсменов команды должен основываться на статистических данных, а не шестом чувстве тренеров, прихоти владельцев или «сладких речах» агентов.

Если бы профессор Бэмфорд был преподавателем какого-либо киевского университета, мы могли бы пошутить, что на подобные мысли его натолкнула трансферная политика киевского «Динамо». В действительности катализатором стала Всемирная академия спорта (организация, занимающаяся обучением и повышением квалификации представителей спортивных ассоциаций), которая пригласила его для обучения статистике менеджеров велокоманды. На данный момент Бэмфорд вместе с единомышленниками работает также в сфере регби, крикета, каратэ и сноубординга.

В целом его позиция звучит достаточно убедительно — нужно отойти от культа личности отдельных персоналий. Фактически именно это сделала велосипедная команда Sky Team, определив спортсменов по показателям эффективности и потенциалу занимать призовые места. К примеру, Уиггинс стал первым в истории англичанином победителем «Тур де Франс», а до этого становился трёхкратным олимпийским чемпионом и шестикратным чемпионом мира на треке.

Для оценки ключевых показателей эффективности и нужна теория операционного менеджмента. Говоря обобщенно, операционный менеджмент заключается в эффективном и рациональном управлении любыми операциями, связанными с преобразованием материалов (информации, потребителей). К примеру, вывоз мусора является частью глобального процесса его утилизации. Очевидно, что рациональнее с точки зрения затрат, если бы собирались раз в месяц из гигантских мусорных баков. Но в таком случае во дворе появился бы неприятный запах, не говоря уже про угрозу для здоровья. В результате, услуга по уборке мусора становиться не эффективна, и задача операционного менеджмента — находить и предлагать решение для таких «перекосов и перегибов».

Одной из областей, над которой сейчас работает исследовательская группа из Университета Хаддерсфилд, является управление стадионами. Их владельцы, очевидно, заинтересованы в максимальной окупаемости инвестиций. Однако это пойдёт на пользу и зрителям, если методы управления позволят повысить игровые стандарты и обеспечить большую зрелищность.

— Существует прямая зависимость между тем, что происходит на поле, и поведенческими особенностями зрителей, — поясняет профессор Бэмфорд. — Поэтому наш следующий этап состоит в том, чтобы определить как можно использовать цифры, показатели и бизнес-анализ для улучшения происходящего на поле и трибунах.

Исходя из предположений теории операционного менеджмента, можем догадаться, что исследователь подразумевает взаимосвязь между удовлетворённостью зрителя и игрой любимой команды. Поскольку зритель хочет получить от мероприятия определённый уровень сатисфакции, связанный не только со спортом (также как посетитель дорого ресторана, приобретает не только еду как источник калорий, но и деликатесы, развлечение и имидж), то, к примеру, большие очереди за прохладительными напитками повлияют на уровень его поддержки, а, соответственно, на результаты спортсменов. В то же время Бэмфорд не считает, что его теории лишат спорт романтизма, поскольку видит свою задачу в устранении проблем в организации процесса, тем самым создав комфортные условия для демонстрации максимальной производительности всех участников спортивного состязания.

По материалам Университета Хаддерсфилда