новини україни і світу сьогодні в Киеве

 

Осенью 2012 года 75-метровые лопасти ветрогенераторов должны вписаться в ландшафт местности Эстерилд (север Дании), где расположен национальный испытательный центр больших ветровых установок. Они будут смонтированы на прототип шестимегаваттной морской ветроэнергетической установки предназначенной для «максимизации получения энергии в акватории внутренних морей с умеренным ветровым ресурсом».

Компания Siemens изготовила гигантскую лопасть B75 с помощью фирменной технологии IntegralBlade. Она подразумевает использование усиленной стекловолокном эпоксидной смолы и пробкового дерева в качестве материалов специальной литейной формы. Такая форма позволяет отлить цельную и бесшовную деталь больших размеров, что обеспечивает дополнительную прочность и значительно снижает риск появления дефектов. Огромное напряжение — при скорости ветра 10 км/ч поверхность лопасти каждую секунду испытывает давление воздуха в 180-200 тонн — предъявляет повышенные требования, как к технологии производства, так и проверке на наличие даже незначительных трещин, сколов или выступов.

Перед тем, как лопасти винта покинут завод производителя, происходит тщательная проверка на предмет возможных дефектов и трещин — это единственный способ удостовериться, что они в состоянии выдержать огромную силу ветра.

Данный запатентованный немецкой компанией способ производства также позволяет снизить вес конечного изделия (на 20% и более по сравнению с более традиционными подходами) и отказаться от клеевых соединений. Облегченные лопасти подразумевают определённое упрощение других, к примеру — несущих, компонентов ветрогенераторов, и процесса монтажа. Кроме того, технология предполагает придание лопастям турбин формы, обеспечивающей более мощную подъемную силу в результате воздействия на них ветра. Основания лопастей имеют форму «флэтбэк», разработанную компанией Сименс, которая предотвращает потерю энергии ветра, которая в других случаях может оказаться направленной на обтекатель ветровой турбины.

Во время вращения винт общим диаметром 154 м (для сравнения, размах крыльев Airbus A380 — 79,8 м) будет охватывать площадь 18600 кв. м, а скорость на концах лопастей достигать 290 км/час. В компании отмечают, что подготовка 6 МВт генераторов стала значительным шагом вперёд по сравнению с достаточно известными трёхмегаваттными моделями производства Siemens. Две шестимегаваттные ветроэнергетические установки (без супер-больших винтов) в настоящее время уже функционируют на южном побережье Англии на ветряной ферме Gunfleet Sand, а ещё 300, в том числе и с лопастями B75, будут поставлены заказчикам в ближайшие годы.

Впрочем, разработки Siemens далеко не вершина ветровой энергетики. К примеру, датская фирма Vestas уже предлагает 7 МВт модели ветряков, а европейский консорциум UpWind активно развивает направление 8-10 МВт генераторов и отмечает, что даже 20 МВт установки не приставляют сложности с технической точки зрения, однако их производство и использование пока не оправдывает себя экономически.

Специальный тягач-длинномер со скоростью 60 км/ч перевозил гигантские лопасти от завода в Ольборге (Дания) до места дислокации. По автодорогам поездка составляет 330 км, но из-за габаритов и веса груза маршрут был скорректирован с учётом мостов и тоннелей и составил 575 км.