Хотя успехи Украины в велотрековых гонках, мягко говоря, не поражают, нашим спортсменам удалось поколесить по Олимпийскому велодрому, который стал одним из самых заметных спортивных сооружений 30-х Олимпийских игр и получил неофициальное название «Прингл» (возможно за схожесть формы с известными чипсами). В апреле 2012 года велодром выиграл премию по архитектуре Лондонского музея дизайна: за 5000 кв. м туи, использованных для облицовки фасада, и изогнутую крышу, «стянутую» стальными тросами на подобии теннисной ракетки. Но экстерьер, делающий «Прингл» без сомнения «эко-френдли» сооружением, далеко не основная его часть.
Внутреннее обустройство и 250-метровая велосипедная дорожка уже закрепили за этим велотреком славу одного из самых быстрых в мире. В велоспорте, где всё решают тысячные доли секунды, сразу восемь рекордов были установлены уже в первые два дня соревнований, в частности, отличилась команда британских велосипедистов, которая на 0,314 секунды улучшила мировой рекорд и установила олимпийский в командном спринте.
Главная составляющая новых достижений это, конечно же, сам гоночный трек. В русле лучших традиций, он построен из дерева — в данном случае, сибирской сосны. Но в конфигурации трека есть существенное отличие: в поворотах наклон немного выше, а финишная линия перенесена на 5 метров дальше по прямой. Эти изменения не вызвали никаких замечаний ни у Международного союза велосипедистов, ни у других уполномоченных структур. А по словам самих гонщиков такой формат позволяет лучше задействовать «эффект рогатки» (придание ускорение в нужном направлении за счет сил тяготения) и полнее воспользоваться полученным ускорением за счёт более длинной финишной прямой.
Помимо трассы, внутри создан имеющий немаловажное значение микроклимат. Весь воздух поступает внутрь сооружения естественным путём, а за счёт парникового эффекта в помещении поддерживается достаточно высокая температура — 28 градусов Цельсия. Теплый воздух способствует высоким результатам поскольку, с одной стороны, помогает держать мышцы спортсменов разогретыми, а с другой — имеет меньшую плотность, чем холодный воздух, что снижает аэродинамическое сопротивление. Повышенная влажность (возможно, это несколько контринтуитивно) также уменьшает плотность воздуха, поэтому Олимпийский велодром, пожалуй, единственное место в Лондоне, где спортсмены рады дождю. Интересно, что зрители, а их в «Прингл» может разместиться до 6000, попадают на арену через систему воздушных шлюзов, чтобы не создавать лишних колебаний воздуха внутри помещения.
Рон Уэбб, который проектировал трек «Прингл», а также другие олимпийские велодромы в Сеуле, Сиднее и Афинах, признался в интервью Reuters, что эта трасса «лучшая, над которой он когда-либо работал». И действительно, мы привыкли думать, что современный велоспорт сплошь и рядом зависит от того, что изобрести уже нельзя, но можно модернизировать. Пример лондонского гоночного трека показывает, что для фантастических результатов одного только велосипеда мало.
С другой стороны, это демонстрирует, что в спорте «работают» не только инновационные материалы и технологии, но и архитектура. Очевидно, что многие могут не согласиться с этим и будут по-своему правы — фактически результаты и рекорды ставятся в сильную зависимость от места проведения соревнования.