Ученые из Канады и Новой Зеландии заметили, что иногда у людей появляется интуитивное ощущение «правдивости» той или иной информации — уверенность, не основанная на знании фактов или внимательном анализе текста. В результате четырех экспериментов исследователям удалось найти очень простой способ вызвать у читателя ощущение, что информация, содержащаяся в тексте, соответствует действительности.

— Мы хотели узнать, каким образом фотографии, которые люди видят каждый день — например, в газетах или по телевидению — могут вызывать ощущение «правдивости». Мы были очень удивлены тем, что мы обнаружили, — рассказывает Эрин Ньюмен из Университета королевы Виктории в Веллингтоне (Новая Зеландия), ведущий автор исследования.

В серии экспериментов, поставленных на добровольцах в Новой Зеландии и Канаде, Ньюмен и его коллеги предъявляли участникам теста распечатки с утверждениями вроде «жидкий металл, используемых в термометрах — магний» и просили ответить, является ли это утверждение правдой. В отдельных случаях утверждения снабжались декоративными иллюстрациями — например, фотографиями каких-то случайных термометров, по которым, естественно, нельзя определить, что у них внутри. Оказалось, что наличие такой случайной фотографии значительно увеличивало вероятность, что подопытный признает утверждение правдой.

Все эксперименты подтвердили предположение о том, что фотографии помогают людям вызвать в памяти изображения и мысли о предмете — это происходит проще, чем в случае, если бы люди читали неиллюстрированный текст. А когда людям легко вспомнить какую-то информацию, она кажется им правдивой, поясняют ученые.

— Иллюстрации привлекают внимание. Наше исследование показывает, что эти фотографии могут приводить к непреднамеренным последствиям, к тому, что люди будут принимать информацию из-за своего эмоционального отношения, а не на основе фактов, — пояснил Эрин Ньюмен.

Вы должны мне поверить: я снабдил эту статью абсолютно случайной фотографией актера, изображающего ученого на фоне «лабораторного оборудования».