Планер — это предшественник самолёта. В начале человек построил планер и научился на нём летать, а самолёт стал следующим этапом на пути человека в небо. История планеризма в России берёт своё начало с конца 80-х годов ХІХ-го века.

Первые сведения о постройке планеров в России относятся к1904 г. В Киеве в Киевском Политехническом институте, основанная ещё в 1905-06 учебных годах, воздухоплавательная секция уже в ноябре 1908 г. реорганизовывается в воздухоплавательный кружок, возглавляемый профессором механики Н. Б.Делоне. Киевский воздухоплавательный кружок сыграл значительную роль в русском планеростроении. Вскоре планерный спорт стал проникать и в более мелкие населённые пункты.

В 1923 году при Конотопском железнодорожном техникуме был организован планерный кружок. Инициатором и организатором кружка был учащийся техникума Александр Еремеев, который впоследствии стал военным лётчиком. Деятельности и развитию кружка способствовала поддержка и активная помощь заведующего учебными мастерскими — инженера Николая Викторовича Певницкого, преподавателя черчения Курепина, мастера учебных мастерских Г. Л.Шевко, учащегося М. Айзенберга и, конечно же, начальника техникума Макарского М. М. Планерный кружок стал довольно значимой общественной молодёжной организацией в городе, имеющей своё членство, членские билеты, угловой штамп и круглую печать. Членами кружка, по воспоминаниям участника, а затем и руководителя кружка В. Дегтяря, были 150-170 учащихся техникума. Председателем президиума был Н. В. Певницкий, а секретарём президиума Александр Еремеев, который фактически руководил работой кружка. Члены кружка изучали историю авиации и планеризма, строили модели планеров по рисункам и чертежам журнала «Самолёт».

Кружок размещался в подвале старого здания железнодорожного училища по ул. Технической (сейчас ул. Чкалова,1) и занимал 2 большие комнаты: первая — подсобная мастерская, вторая — музей-выставка. По воспоминаниям В. Дегтяря, среди экспонатов музея был полностью собранный самолёт-истребитель «Ньюпор», по которому кружковцы изучали конструкцию и работу органов управления. Также были и другие экспонаты: двигатели разных систем, нервюры от крыльев, бомбосбрасыватели и части от самолётов «Илья Муромец», которые занимали больше места, чем самолёт «Ньюпор». Экспонаты и плакаты доставались с большим трудом. Их привозили из Москвы, Чернигова; доставали через военные ведомства со складов. Активисты кружка проводили целые месяцы в холодной и голодной Москве, для того чтобы добыть и привезти в Конотоп нужные экспонаты и материалы.

Кружковцы вели большую массово-агитационную работу: читали лекции в цехах паровозоремонтного завода, в школах города, выезжали в города Бахмач, Кролевец, Короп, на узловые станции и в сёла. Лекции читали Еремеев, Фредынский, Юрченко, Дегтярь и другие. Они вызывали большой интерес у слушателей, тем более, что рассказ дополнялся демонстрацией плакатов, а позже и кинолент. После создания в Конотопе окружного отдела ОАВУК (Общества авиации, воздухоплавания Украины и Крыма) существенно улучшилась ситуация с получением новых материалов для лекций.

Другой важной задачей кружка был сбор средств для фонда помощи созданию отечественной авиации. Собирали их путём подписных листов на производстве, проведения платных лекций, продажи значков и марок, добровольных взносов. В праздничные дни устраивали демонстрационные полёты воздушных шаров и моделей планеров. Собранные средства сдавали в окротдел ОАВУК г. Конотопа (с1923г. Конотоп был центром Конотопского округа), на постройку самолётов для всесоюзных авиаэскадрилий «им. Ильича» и «Ультиматум». Впоследствии, построенная на собранные деньги эскадрилья «им. Ильича», 18 мая 1924г. была передана Харьковскому военному округу. Командиром эскадрильи стал герой Гражданской войны красвоенлёт К. А. Рудзит, с которым у конотопских кружковцев сложились тёплые дружеские и деловые отношения.

Занимаясь пропагандистской деятельностью кружковцы выполняли и практическую работу. Те, кто хорошо владел столярным делом, под руководством А. Еремеева строили планер по чертежам К. Арцеулова. Эти чертежи печатались в журнале после І ВПИ и рекомендовались для постройки в планерных кружках, не имевших базы для разработки и создания собственных конструкций. Узнав через окротдел ОАВУК о готовящихся на осень 1924 года ІІ Всесоюзных планерных испытаниях в посёлке Коктебель, возле г. Феодосии, конотопские планеристы с ещё большей энергией и энтузиазмом продолжили работу по постройке планера с надеждой попасть на них. Начальник мастерских, инженер Н. В. Певницкий, разрешил использовать мастерские техникума, их станки и инструменты, а также дал часть недостающих для завершения постройки планера материалов. Благодаря этому, к маю 1924 г. был готов каркас планера, который до обтяжки полотном, испытали на прочность. После обтяжки полотном и покрытия планера эмалитом на общем собрании кружка ему дали собственное название А-6 «Ильич». Он представлял собой расчалочный моноплан — видоизменённый планер К. К. Арцеулова А-5.

В середине августа планер вывезли на Выровский шлях и совершили первый пробный полёт. Ни у кого из членов кружка не было опыта полётов и управления планером, не считая наземных тренировок на «Ньюпоре». Первым пилотом был Александр Еремеев. Планер, под его управлением, к всеобщей радости, отделился от земли и поднявшись в воздух на 8-10 метров, пролетел 30-40 метровпродержавшись в воздухе около 15 секунд, благополучно приземлился. Это стало большим событием для кружковцев которые увидели сами и представили публике результат своего труда, а представители окротдела ОАВУК убедились в возможности совершения полётов на построенном планере и сообщили после испытаний о получении разрешения на отправку конотопских планеристов на ІІ-е ВПИ в Феодосию. Беда была только в том, что средств на поездку и доставку планера в Феодосию было недостаточно. Нужен был и вагон, который местное руководство железной дороги выделить не могло. Но тут помог случай: проезжая через Конотоп, начальник Московско-Курско-Воронежской ж. д., знакомясь с техникумом, посмотрел и работу планерного кружка, работой которого остался очень доволен. Воспользовавшись случаем, кружковцы избрали его почётным членом кружка, вручили членский билет и рассказали о своей проблеме. Он пообещал помочь и через неделю тов. Дегтярь в управлении дороги в г. Курске получил наряд на вагон от ст. Конотоп до ст. Феодосия. Таким образом, конотопские планеристы вместе со своим планером прибыли в Феодосию (п. Коктебель) на ІІ ВПИ.

На испытания прибыло 5 членов кружка: Цакал, Славинский, Евтухов, Дегтярь и Юрченко. Позже подъехал и Еремеев, который к тому времени уже был курсантом Московской военной авиашколы.

После осмотра и испытаний техническим комитетом конотопский планер «Ильич» был отнесён к категории тренировочных и отправлен на пологий старт у деревни Изюмовка на холме Кара-Оба, имевшем превышение в 60 м над долиной и пологие склоны во всех направлениях.

28 сентября состоялось торжественное закрытие ІІ Всесоюзных планерных испытаний. Конотопские планеристы возвращались домой, получив, так необходимый им, первый практический опыт. Они познакомившись с настоящими планерами и их конструкторами, получили от них практические советы по постройке. А харьковский конструктор Гуревич дал им чертежи своего нового планера и рекомендовал строить его на следующие состязания 1925 года. По возвращении в Конотоп планер «Ильич» поставили в музей. Началась повседневная работа по чтению лекций, организации ячеек ОАВУК, но главным делом была постройка нового планера под руководством Юрченко и Фредынского. Строили планер более тщательно, используя полученный опыт и консультируясь с харьковчанами. Он представлял собой высокоплан с хвостовой фермой, гондолой, выполненной в форме профиля крыла, с двухколёсным шасси.

В середине сентября конотопские планеристы со своим планером прибыли на ІІІ Всесоюзные планерные состязания, которые проходили на горе Узун-Сырт (г. Клементьева) с 27 сентября по 11 октября 1925 г. В них принимало участие 40 советских и 7 немецких планеров. Украину представляли планеры из Киева, Харькова и планер из Конотопа, который был копией харьковского планера «Пилот» М. И.Гуревича. Его отнесли к разряду учебных планеров. До официального открытия начались теоретические занятия и практические учебно-тренировочные полёты. Планер Гуревича был спокойной и лёгкой в управлении машиной. Не имея возможности соперничать с опытными планеристами наши планеристы ставили свои рекорды, поднимаясь на высоту 15-20 м. и держались в воздухе до 5 минут. В одном из полётов Фредынский поднялся на большую, чем ожидал, высоту — растерялся, потерял скорость и рухнул на землю с высоты 15м, при этом «дав козла»: погнул ось шасси, а сам вылетел от удара о землю из кабины, отделавшись лёгкими ушибами. Но этот случай не отбил у него желания летать. Позже эти состязания были сняты на киноплёнку. Конотопский планер тоже попал в кадр и наши кружковцы, особенно участники состязаний, уже дома, с гордостью, демонстрировали этот фильм.

За неделю до окончания состязаний, 5 октября, ночью, внезапно налетел шквал, который снёс три палатки-ангара, а находившиеся в них планеры были разбиты. В их числе оказался и конотопский планер. Восстановление планера техническим комитетом было признано нецелесообразным и, по рекомендации штаба, он был оставлен местным авиалюбителям. Потеряв свой планер, конотопские планеристы оставили состязания и вернулись домой, продолжив свою кружковую работу.

В следующем1926 г. планерные состязания не проводились. Связано это было с прекращением деятельности, в конце1925 г., Общества друзей воздушного флота (ОДВФ) и его украинского филиала ОАВУК. На следующих IV планерных состязаниях в 1927 г. участвовало всего 17 планеров. Это говорит о том, что планеризм переходил на новую ступень своего развития. Значительно повысился уровень требований к планерам, произошёл отбор наиболее удачных конструкций в ходе предыдущих планерных состязаний. Уже практически сформировались центры планеризма. Провинциальные планерные кружки не могли самостоятельно, без соответствующей научно-производственной базы, квалифицированных специалистов и финансирования, разрабатывать и строить планеры, соответствующие новым требованиям. Поэтому работа конотопских кружковцев состояла в информационно-пропагандистской работе и создании летающих моделей планеров т. е. получении членами кружка первичных знаний и навыков моделирования и постройки. Дальнейшая судьба планерного кружка при Конотопском техникуме путей сообщений начиная с 1928 г. пока не известна и её исследование представляется очень проблемным, в связи с утратой довоенного архива техникума.