Эстония вводит программирование в школах начиная с младших классов

Активные обсуждения в Украине причин и следствий отмены оценок по физкультуре в школах и вопросы обеспечения учебниками наводят на мысль, что других проблем в отечественном начальном и среднем образовании нет. С другой стороны, за очередным пересмотром учебных планов и перераспределением часов затерялся тот факт, что государственная (интуиция подсказывает, что и частная) школьная система банально отстала в развитии от современных тенденций не в плане учебного процесса, а набора актуальных знаний. В противовес этому государственные школы Эстонии, скоро получат учебные программы для преподавания программирования, разработки веб и мобильных приложений, начиная с младшей школы.

К такому шагу Министерство образования Эстонии подтолкнули многочисленные сетования местных ИТ-компаний, которые сталкиваются с нехваткой кадров на рынке труда при найме на работу программистов. И это при том, что Эстония имеет довольно динамично растущий рынок информационных технологий. В 1997 году руководством государства было принято решение вложить значительные инвестиции в развитие компьютерной и коммуникационной инфраструктуры, а в последние годы страна известна во всём мире благодаря таким компаниям как Skype (эта система интернет-телефонии была разработана в Эстонии в 2003 году), Erply и Fortumo. Зато в Украине с квалифицированными программистами очевидно ситуация обстоит прекрасно, раз такие предложения даже не звучат.

Согласно статье, опубликованной в UbuntuLife, программа по подготовке учителей начальных школ Эстонии начинается уже в этом месяце. Она будет сопровождаться экспериментальными курсами и пилотными проектами, с тем, чтобы учащиеся всех возрастных уровней во всех государственных школах получили качественные учебные программы и материалы. Впрочем, несмотря на общенациональный характер проекта, ни что не указывает на то, что курс будет обязательным.

Эстонская программа достаточно близкий к нам пример, но далеко не единственный. По всему миру педагоги уже некоторое время пытаются внедрить подобную практику с помощью таких инструментов как, например, язык программирования для детей «Скретч». Недавно к этим начинаниям подключились и ИТ-компании, в частности, Mozilla Foundation спонсирует мероприятия, посвященные преподаванию веб-разработки для молодежи Summer Code Party и Hack Jams.

Очевидно, Mozilla даже проводила некоторые исследования на этот счёт, потому что исполнительный директор компании Марк Сарман недавно отметил, что «дети начинают осознавать и решать будут ли они довольствоваться потреблением или станут производителями (очевидно, речь идёт о генерации идей, утрировано — предпочитает ли ребёнок играть в чужие пасочки или строить свои — прим. авт.) в возрасте от 8 до 10 лет». Поэтому для достижения правильных целей, то есть формирования в детях духа изобретателей, исследователей и производителей, именно в этот критический возраст следует давать правильные сигналы и примеры. Для этого Mozilla разработала набор инструментов Hackasaurus, который поможет детям разобраться, из чего состоят веб-сайты и как они оформлены, позволяя самостоятельно сделать «ремикс» элементов любых веб-страниц.

Интересно, что неплохие попытки обучения детей компьютерной грамотности были в странах бывшего СССР в период перестройки. К примеру, книга «А я был в Компьютерном Городе», похожая на Lauren Ipsum, которая поясняет понятия программирования через рассказы, и комикс «Энциклопедия профессора Фортрана» для детей младшего школьного возраста.

Однако у указанных инициатив есть и скептики. Например, соучредитель популярного веб-сервиса вопросов и ответов о программировании StackOverflow Джефф Этвуд считает, что «программирование важно в правильном контексте и для некоторых людей». Он отмечает, что в мире огромное количество других задач, поэтому он «может призывать всех учиться программированию не в большей степени, чем он мог бы призывать всех стать сантехниками». Но нельзя исключать, что подобная точка зрения может быть продиктована нежеланием превращать разработку компьютерных программ или веб-приложений в мейнстрим, в условиях которого профессия программиста потеряет существующий сегодня определённый налёт элитарности.